Как все работает

В течении года до августа я формирую пул учеников для поступления в 4 – 8 классы в следующем году. Период вступительных экзаменов в физмат школы – с начала марта до конца мая.  Начинаем учиться с сентября. Занятия летом в принципе возможны, но подумайте, стоит ли отнимать у ребенка святое – каникулы. Если вы не успели записаться к сентябрю и у меня остались пустые часы — можно начать чуть позже. Однако, подготовка к поступлению в сильную школу за несколько занятий — это полная утопия.

На первом этапе будет несколько бесплатных занятий, подробнее тутС каждым учеником, в зависимости от изначальной подготовки, мотивации, сильных и слабых сторон я буду работать шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком, чтобы привести их к желанной цели. Поэтому первый этап знакомства важен, ведь он — начало долгого сотрудничества (надеюсь). Я готов инвестировать свое время и провести первые занятий бесплатно, чтобы все заинтересованные стороны были уверенны — результат достижим.

Начало сотрудничества

Первый этап

Контрольная работа на дом

После общения с родителями я предложу ученику письменный тест. Тест будет адаптирован под цель (куда хотим поступать). Задачи на школьные и олимпиадные темы, различной сложности. Нужно понять, какая у нас база, какие пробелы есть (они всегда есть, увы). Достаточно ли этого, чтобы достичь требуемых целей.

Третий этап

Учимся работать с приложениями

Если и меня, и родителей, и ученика все устраивает — проходит первый урок — обучение работы с приложениями Miro и Discord. Попутно начинаем решать задачи — самые первые (но не значит, что самые простые).

Второй этап

Устное собеседование онлайн

Беседа по видеосвязи с родителями, и с учеником тет-а-тет. Задача — попытаться понять мотивацию, характер, стремления и желания. Я беру не всех, не потому, что я такой особенный. Просто я что-то умею, а что-то нет. Я хочу понять — правильный ли я преподаватель, чтобы учить именно этого конкретного ребенка, или лучше обратиться к другим специалистам.

Четвертый этап

Пробный урок

Первый пробный урок. Занимаемся так, как мы и будем заниматься в дальнейшем. Решаем задачи (много решаем). Я смотрю при этом, если ли у меня контакт с учеником — иногда не получается, увы…

Пройден первый тест, получены результаты, состоялась беседа с родителями и ребенком. Я даю родителям обратную связь, что (с моей субъективной точки зрения) ребенок сможет добиться, за какое время, и правильный ли я учитель, чтобы ему помочь. Сразу хочу предупредить — гарантий, что ребенок поступит, я дать не могу. На вступительных будет еще 8 — 20 ребят на одно заветное место, которые тоже работали, готовились, занимались. Возможно, есть преподаватели, которые могут сказать — «год занятий и ребенок поступит куда хотите». Я, увы, не могу. Если бы мог — были бы другие расценки.

Что я могу твердо обещать:

  • Раз я взялся за занятия, то верю, что ребенок может поступить в желанную школу, и буду делать все возможное, чтобы ему это удалось
  • Знания, понимание математики, навыки решения задач у ребенка станут значительно лучше. Понапрасну занятия не пройдут.

Я не беру оплату за первые этапы, они бесплатные.

Занятия онлайн

Еще не так давно я скептически относился к урокам онлайн, которые ассоциировались с занятиями по безнадежно устаревшему Skype. Теперь моя позиция кардинально изменилась. Сегодня функционал онлайн приложений позволяет учить эффективнее, чем лично, к тому же экономя кучу времени на дорогу.

Я веду занятия на онлайн доске Miro , имеющей отличный  функционал и интерфейс (IMHO). На персональной доске каждого ученика записываются все занятия, публикуются и проверяются домашние работы и так далее. В любой момент ученик может вернуться к одному из предыдущих уроков. Дополнительно я использую Discord — для видео и аудио конфернеции.

Онлайн занятие по математике Miro
Скриншот реального занятия на доске Miro

Работа с доской требует некоторых навыков, поэтому будет бесплатное занятие — тренировку: как пользоваться доской. Для работы с доской ребенку понадобится либо компьютер и мышь (писать получится поначалу коряво), либо планшет с стилосом (смартфон не подойдет), либо графическая доска. Планшет хорошо, на нем писать привычнее. Графическая доска тоже подходит, но потребует привыкания. Если ребенок любит рисовать — отличная вещь, кстати. Можно работать и просто в тетради, а потом публиковать решения в Miro. Но просто компьютер тоже вполне годится.

Впрочем, современные дети адаптируются к новым компьютерным фишкам очень быстро.

Немного личного опыта: сначала общение с доской Miro мне давалось с трудом, записи получались корявые, много времени уходило на администрирование. Но я быстро привык. Сейчас я крайне редко использую бумагу и ручку, даже когда делаю записи без учеников.  Работать с доской многократно удобнее, все записи доступны, не нужно листать и вырывать страницы с решением. Есть определенные неудобства с геометрическими задачами, но другой инструмент, GeoGebra, полностью закрывает эту проблему.

Схема работы

Индивидуальные занятия

В течении недели проходят индивидальные занятия с учениками. Чаще всего — один урок в неделю. Обычное время урока — полтора часа с короткой переменой, для старших классов может быть два часа.

Занятия только онлайн и только индивидуальные, в группах я не занимаюсь.

Решальный день

Раз в неделю (суббота) обычно проходит Решальный День для всех учеников. с 10 до 19. Я работаю с несколькими учениками одновременно, которые самостоятельно решают сложные задачи, у каждого свои, а потом сдают их мне по мере готовности.

Но работаю индивидуально, один на один. Своего рода сеанс одновременной игры. Если у кого-то никак не получается, я приду на помощь и дам какой-нибудь намек или подсказку. Еще раз повторю: самый наилучший способ научится решать олимпиадные задачи — это их решать.

Допустим ученик два часа думал над задачей, все попробовал, но так и не смог ее решить. Это даст ему многократно больше, чем 10 задач, разжеванных преподавателем у доски.

Решальный день — свободный режим. Каждый ученик выбирает сам, когда и сколько он готов решать задачки. Можно пойти погулять, можно уйти на тренировку, можно просто ничего не делать (9 часов подряд решать задачки НЕ НАДО). Я никак не контролирую время общения с учеником. Просто — я онлайн с 10 до 19 с обеденным перерывом.

Как устроены занятия

Семинары по школьным темам

Закрываем слабые места школьной программы (увы, они всегда есть). Дроби, скобки, уравнения, задачи на скорость и так далее. Во-первых, большинство школ включают задачи и примеры из школьной программы в экзамены. Во-вторых, уверенное владение математическим аппаратом облегчит решение олимпиадных задач, позволит сосредоточиться на сути, а не на технике.

Красота математики

Математика – это увлекательно! Игры и стратегии, системы исчисления, каверзные задачи, волшебные числа и так далее. Разумеется, это не монолог преподавателя – обсуждаем вместе, решаем задачки, играем. Очень полезно для укрепления математической базы и развития интереса.

Олимпиадная математика

Как приступать к решению олимпиадных задач. Разбор основных спрятанных идей. Учимся рассуждать, делать выводы и формулировать свои мысли. И решаем, решаем, решаем. Еще никто не придумал более эффективного способа подготовки к олимпиадам, чем решение задач. Одна самостоятельно решенная задача, выстраданная от начала и до конца задача стоит больше, чем десять задач, разобранных и объясненных преподавателем.

Контрольные и тесты

Проверяем, как идет подготовка к поступлению. Смотрим, что достигнуто, а где еще нужно поработать. Снимаем страхи и стрессы перед работой в ограниченное время. Учимся распределять свои силы, грамотно сдавать письменные и устные испытания. Чтобы не тратить время урока, большинство контрольных будут выполнятся в неурочное время в качестве домашней работы.

Домашние задания

Самостоятельная работа над олимпиадными задачами — абсолютная необходимость. Если это все делать только на уроке, то получится, что я буду молчать 80% времени, ждать, пока ребенок думает и будет готов рассказать хоть что-то об очередной задаче. При выполнении домашнего задания часто будет требоваться не количество решенных задач. Важно, чтобы ребенок думал, пробовал, анализировал, заходил в тупик и начинал снова. Чтобы потом на уроке он знал, что рассказать, даже если задача не решена. Домашние задания обязательно будут. В 4-5 классе поменьше, в 6-8 побольше.