Мы живем в мире развитых информационных технологий. Вернее, это мы так думаем, а через 10 лет наши дети будут смеяться над тем допотопным миром, в котором жили их родители. Но тем не менее.
Количество различных рейтингов всего и вся, доступных в Интернете, пугает. Можно узнать любой рейтинг, от тостеров до оперных певцов, от бензокосилок до собственного IQ. Школы и образование не являются исключением. Родителям доступны сотни разных рейтингов на сотнях разных информационных ресурсах.
Если смотреть на самое популярное, что мы имеем:
- Рейтинг вклада в качественное образование от Департамента Образования
- Рейтинг по успехам в Олимпиадах
- Рейтинг по результатам ЕГЭ
- Рейтинг конкурентоспособности выпускников при поступлении в ВУЗы
Давайте посмотрим на них повнимательнее.
Рейтинг школ Департамента Образования.
Это, без сомнения, была хорошая идея. В Москве, помимо гордости за успехи, это приносит школам ощутимую добавку к бюджету в качестве денежных грантов. Проблема в том, что это не рейтинг лучших школ. Это рейтинг школ по вкладу в качественное образование, так как его видит ДепОбр. Критерии подсчета рейтинга меняются ежегодно, поэтому если какая-то школа в прошлом году на 100 месте, а в этом году на 10, это вовсе не означает, что школа приложила титанические усилия в повышении качества образования. Просто правила подсчета поменялись.
Сейчас у ДепОбра очевидная тенденция в сторону масштабных многопрофильных холдингов, созданных путем слияния нескольких школ и детсадов. Один финалист ВОШ сегодня по вкладу в рейтинг равен четырем дошкольникам из детсада холдинга, которые поступили в первый класс того же холдинга (интересно, а куда им еще деваться?). Вообще, сегодня рейтинг ДепОбра, похоже, чахнет. Вы, может быть, не заметили, но еще в несколько лет назад на официальных страницах школ блестели иконки «топ 300 школ» или «топ 100 школ», а у кого-то (школа 1535) и «№1 в рейтинге». А сейчас ни у кого ничего подобного, явно приказ сверху поступил. Вдобавок, начиная с 2020 года, больше нет разделения школ по местам, в рейтинге только «топ 20», «топ 100» и т.д. в алфавитном порядке.
Рейтинг школ по успехам в Олимпиадах
Смысл рейтинга понятен — у кого больше успехов на олимпиадах, тот и лучший. Вот тут можно почитать подробные анализы олимпиадного рейтинга последних лет.
Однако, давайте взглянем на вопрос под разными углами. Например, в лицее ВШЭ (набор только с 9 класса) очень много олимпиадников. Но там и учится почти 2000 лицеистов, а, например, в 179 школе — триста с небольшим (в 9 — 11). Хорошо, можно разделить количество олимпиадников на общее количество учеников и получить более точный результат. А как тогда быть со школами, в которых олимпиадные классы — меньшинство по сравнению с обычными, например 1514 или Воробьевы горы?
Еще одна тема к размышлению: кто внес наибольший вклад в олимпиадный успех конкретного ученика? Какой школе приписывать заслугу за его успех на ВОШ? А, возможно, это заслуга тренеров сборных команд региона?
Например, не так давно начала свою дейтельность школа ЦПМ. И уже сейчас она показывает фантастические результаты по количеству дипломов ВОШ. Но это не потому, что школа предлагает супер образование (хотя образование, конечно, на уровне). Это потому, что школа собирает лучших по разным предметам и с разных регионов, и именно эти пришлые обеспечивают такой результат. Но результат в рейтинге идет в копилку школы ЦПМ.
Рейтинг школ по результатам ЕГЭ
Тут, казалось бы, все ясно. Но на самом деле, ничего не ясно. Как ни странно, в отличие от других рейтингов, данные очень скупые. Обычно, по школам они выглядят так: у стольких 160+, у стольких 220+, и все. У меня не получается (может, я просто не смог, дайте ссылку?) в Интернете найти полные данные по школам. Так, чтобы был график зависимости полученных баллов от количества сдавших, по каждому предмету.
Те данные, которые есть, дают несколько искаженную картину в отношении топ школ. Во-первых, такой анализ не показателен там, где есть и обычные, и спец классы — получается средняя температура по больнице. Во-вторых, если у выпускника есть БВИ, то он относится халатно к сдаче ЕГЭ, не готовится к нему специально и не стремится получить максимальный балл (ему достаточно набрать необходимый минимум). Поэтому результаты 179 школы по ЕГЭ, прямо скажем, не впечетляют. Хотя 179 — одна из лучших математических школ в Москве.
Рейтинг агенства RAEX
Очень интересный рейтинг, по моему мнению, спасибо агенству RAEX. Рейтинг определяет «качество» поступления — в какие ВУЗы и каким образом поступали выпускники той или иной школы, при этом престижным ВУЗам присваиваются большие веса, как и поступлению на бюджет и особенно БВИ. Основная проблема методики расчета рейтинга — учитываются только абсолютные показатели, то есть сколько всего баллов рейтинга набрали все выпускники школы. Разумеется, те школы, где больше выпуск, автоматически набирают больше баллов, а было бы интересно увидеть относительную картину. Надеюсь, в агентстве придумают, как скорректировать рейтинг и учесть этот параметр.
Заключение
Из всего написанного может сложиться мнение, что я считаю все рейтинги школ Москвы ошибочными и бесполезными. Это совсем не так. Каждый из них дает пищу для размышлений, помогает понять тенденции в образовании, оценить школы по разным параметрам. Несмотря на различные недостатки в методиках составления рейтингов, в каждом из них на верхних позициях присутствуют большая часть школ из моего списка.
Однако, по моему убеждению, не стоит родителям глубоко погружаться в эти таблицы и цифры, выбирать школу по какому-нибудь рейтингу, тем более для 5 — 8 класса. Гораздо полезнее понять как школа, ее философия, методика преподавания, специализация, соответствует желаниям и способностям ребенка. Сходите на ДОД вместе с ним, посмотрите интервью руководства, постарайтесь найти отзывы недавних выпускников. Не забудьте подумать о логистике. И займитесь подготовкой. Выбор школы это цветочки — надо еще туда поступить.