У каждой сильной школы есть подготовительные математические кружки для младших классов, в которые может записаться любой желающий. Обычно, кружки проходят раз в неделю, после уроков. У некоторых школ посещение кружков платное, например ВМШ Второй школы. У других — бесплатное, например в 179 школе. Кружки могут быть для всех желающих, или только для тех, кто прошел отбор, например Малый Мехмат. Отдельно давать информацию по каждой школе смысла нет — зайдите на официальный или неофициальный сайт школы (адреса тут), и в разделе «Кружки» или «Дополнительное образование» прочитаете все, что нужно.
Что даст посещение кружка?
Ребенок познакомится со школой, со стилем преподавания, принятым в этой школе, почувствует ее дух. Ко всему этому дети восприимчивы, одно занятие может дать больше мотивации, чем десять нотаций от родителей, какая крутая эта школа и как в ней здорово учиться. Иногда контраст такой сильный, что мотивация поступить именно в эту школу взлетает до небес. А мотивация — это важно, может быть даже больше, чем способности.
Все школы утверждают, что посещение математического кружка не влияет на зачисление. В целом, так и есть. Но перед любой приемной комиссией в конце приемной компании оказывается список из школьников с равными баллами, из которого части придется отказать. Если в анкете ребенка есть галочка напротив кружка (а в подавляющем большинстве анкет место для такой галочки есть), то приемная комиссия, конечно, выслушает преподавателя кружка, и его положительное мнение может быть той самой последней каплей. Но это палка о двух концах. Если ребенок никак себя не проявлял, то мнение может быть и отрицательным.
Что кружок НЕ сможет дать
Мнение о том, что посещения кружков гарантирует результат, категорически неверно. Это не потому, что преподаватели не те или программа не та. Преподаватели отличные, программа замечательная. Просто на кружке будет +/- 20 детей с совсем разной подготовкой. Дети будут самостоятельно решать задачи 80% времени — это нормально и это правильно, никто еще не придумал более эффективную методику подготовки к решению олимпиадных задач. В итоге, на занятиях сильнейшие будут тянуть руку и требовать дополнительные задачи, а слабейшие будут безуспешно корпеть над парой задач, и терять уверенность в себе, глядя на сильнейших. Кружок может быть одним из, но никак не единственным способом подготовки.
Еще одно заблуждение, что на кружке разберут задачи, похожие на задания будущего вступительного экзамена. Не разберут, скорее наоборот. Преподаватели очень щепетильны в этом вопросе, и даже если они участвуют в подготовке экзаменационных задач, будут специально обходить стороной похожие примеры. Понять структуру экзамена, оценить сложность будущих заданий — ДА, но услышать решение какого-либо аналога — НЕТ. И это абсолютно правильно и логично — чтобы быть в топе, школа должна обеспечить абсолютно равные конкурентные условия поступления для всех, вне зависимости от участия в кружках, прописки, благосостояния родителей, национальности, и так далее и тому подобное.
Так стоит или нет?
Если есть время у родителей, чтобы обеспечить логистику, и есть желание у ребенка — обязательно записывайтесь, одни сплошные плюсы. Единственный минус занятий на кружках состоит в том, что круглый отличник вдруг увидит, что есть много детей, которые решают задачи лучше него, что он вовсе не звезда, как он, вероятно, привык думать в прежней школе. Что у доски ученики обсуждают с учителем решение задачи, а он не может понять ни слова в этом обсуждении. Впрочем, для упрямых это будет только дополнительной мотивацией.