В современном мире цифровых технологий и нейросетей, математика важна, как никогда раньше. Скорее даже не математика как таковая, как комплекс научных знаний, а навыки решения задач, умение мыслить и рассуждать, искать и находить правильный путь. Творчески, нестандартно, ярко. Вокруг изучения математики детьми сложилось много мифов. Некоторые из них связаны с прошлым опытом родителей, учившихся в свое время, когда все было иначе. Другие — из житейского опыта, не всегда работающего в этой области. Давайте развеем некоторые мифы о математике.
- Калькулятор считает быстрее и лучше. Зачем вообще нужна арифметика?
Калькулятор считает быстрее и лучше, с этим не поспоришь. Поэтому я не очень понимаю, зачем детей натаскивают делать операции с многозначными числами в уме, и называют это математической гениальностью. Я бы вообще разрешил калькулятор на олимпиадах и экзаменах в старших классах. Но чтобы калькулятор что-то посчитал, нужно нажать кнопки. Какие кнопки нажимать и есть ли смысл это делать — вот это уже совсем другие умения. Например, нужно посчитать сумму всех чисел от 1 до 200. Сколько кнопок придется нажать (ни разу не сбившись при этом), чтобы найти ответ? Математик же вообще нажимать кнопки не будет, а даст ответ через 10 секунд.
PS. И кроме того, меркантильный аргумент: ЕГЭ то сдавать все равно придется, а там калькуляторы запрещены. Поэтому учим таблицу умножения и складываем столбиком!
- Что хорошо знать математику, нужен особый ген. Гуманитарии его не имеют, тут и стараться нечего
Что я думаю по этому поводу: нет никакого гена. Если он и есть, то в средней школе его определить никак нельзя. Откуда получаются гуманитарии или математики? Все зависит от учителя. Попался ребенку увлеченный, интересный, неординарный педагог по истории или русскому языку, а по математике скучнейшая дама из прошлого века — быть ему гуманитарием. Учитель химии целый день вместе с учениками сидит в лаборатории, что-то они там химичат и взрывают — будет у вас убежденный химик. Что я хочу сказать: человек, знающий математику — это не сухарь. Человек, пишущий стихи — не есть ноль в математике . Творчество и полет фантазии — огромный плюс для математиков. А понимание математики сделает гуманитариев лидерами в своей области. Знаете, какой самый популярный «гуманитарный» факультет в ВШЭ? ФИКЛ. Фундаментальная и компьютерная лингвистка. Думайте сами.
- Чтобы разбираться в математике, нужно с детского сада до института учить кучу формул, теорем, правил и так далее. Чтобы получать хорошие результаты по математике, нужно заучивать и повторять, заучивать и повторять. Ну а чтобы сдать ЕГЭ, это вообще необходимо.
Нет. Заниматься математикой — это о другом. Решая математические задачи, на самом деле ребенок учится работать с любыми задачами, в широком смысле этого слова. Математика — своеобразный универсальный тренинг для изучения всего. Любой предмет, будь то история или биология, пойдут гораздо легче, если есть понимание математики. Вместо того, чтобы просто запоминать, можно анализировать и искать закономерности, концентрироваться на главном и откидывать лишнее. Бывает, опыт и жизненная логика находится в противоречие с математикой, могу привести примеры. Кто прав, жизненная логика? Нет, права математика. Про ЕГЭ — да, там по любому нужно натаскиваться, самому или с репетитором. Но. для ребенка (уже, впрочем, не ребенка), который понимает математику — это вполне понятная и, в целом, не такая мегасложная задача. Для тех, кто не понимает — это каторга со смутным итогом. Это два разных пути, и по времени, и по усилиям, и по результату.
Умение решать задачи (и далеко не только математические) — это то, что ценят работодатели в любом бизнесе, в особенности в наше время. А какую профессию выберет ребенок в будущем — это его дело и это не столь важно.